Что стало особенно актуально два года назад, когда ограничения и санкции в одночасье разорвали выстроенные и налаженные логистические цепочки. Особенно это коснулось традиционных маршрутов из Европы в Россию и обратно. Тогда, согласно данным отчета Центрального банка РФ, компаниям пришлось спешно переориентировать грузопотоки на восток страны, что привело к росту сроков поставок в 2–3 раза, а стоимости — более чем на треть. За этими цифрами кроется не только перестройка цепочек поставок, но зачастую и полная смена партнеров и клиентов, а значит, необходимость заново выстраивать доверительные отношения с ними, подстраиваться под особенности их бизнес-процессов и стилей работы. И это лишь звучит как нечто сопутствующее: представители логистического бизнеса, как никто другой, знают цену пословицы «старый друг лучше новых двух».
Стоит закрасться ошибке в документы или недопониманию между сотрудниками заказчика и перевозчика, и даже в налаженных цепочках поставок происходит сбой. Результатом которого становятся не только денежные и временные потери, но нередко и полная порча груза, если он состоял, например, из скоропортящихся продуктов. В настоящее время процесс грузоперевозок непрозрачен. Логист «ведет» свой груз по телефону, постоянно созваниваясь с ответственными лицами на тех или иных этапах транспортировки. Полностью этот процесс не видит никто из участников. Поэтому порой на то, чтобы разобраться, почему доехали до пункта назначения четыре, а не пять коробок, требуются недели и месяцы. Не говоря уже о случаях, когда к заказчику приезжает груз не того качества или неясного происхождения.
Полтора года назад специалисты Центра технологий распределенных реестров СПбГУ (ЦТРР) поняли: им есть что предложить для решения комплекса проблем логистического бизнеса. Как рассказала Юлия Нелюбина, директор по развитию Центра технологий распределенных реестров СПбГУ, триггерами стали огромный серый рынок и неэффективность управления цепями поставок по причине отсутствия единой прозрачной информационной системы, которая бы объединяла всех участников процесса и дала бы им возможность отслеживать все этапы транспортировки онлайн. К разработке решения подключились не только специалисты в области IT и блокчейн-технологий, но и приглашенные эксперты из логистических отраслей. Специалисты ЦТРР общались с представителями крупных поставщиков угля, нефтегазохимических компаний и с производителем одежды.
Результатом работы стала разработка платформы «Трево» (конечный продукт — приложение), которая позволяет создать единую информационную среду для всех участников процесса грузовых перевозок. Платформа создана на базе распределенных реестров, в частности на блокчейне. Это относительно новый вид базы данных, представляющий собой непрерывную цепочку блоков с информацией. В основе блокчейна лежит технология шифрования, которую невозможно взломать, а значит, нельзя украсть или фальсифицировать хранящиеся данные.