Специалисты Центра технологий распределенных реестров СПбГУ разработали систему контроля и отслеживания транспортировки грузов в режиме реального времени «Трево». Она может сделать процесс доставки не только более прозрачным, безопасным и удобным, но и существенно его удешевить. Однако это еще не все. «Трево» способна ускорить перестройку логистических цепочек как на внутреннем, так и на международном рынке.
Кейсы
IT
Логистика
19.02.24
Трево
Блокчейн
ЦТРР
Специалисты СПбГУ готовы модернизировать рынок логистических услуг
Юлия Нелюбина
НЬЮСМЕЙКЕР
Директор по развитию Центра технологий распределенных реестров СПбГУ
Специалисты Центра технологий распределенных реестров СПбГУ разработали систему контроля и отслеживания транспортировки грузов в режиме реального времени «Трево». Она может сделать процесс доставки не только более прозрачным, безопасным и удобным, но и существенно его удешевить. Однако это еще не все. «Трево» способна ускорить перестройку логистических цепочек как на внутреннем, так и на международном рынке.
Что стало особенно актуально два года назад, когда ограничения и санкции в одночасье разорвали выстроенные и налаженные логистические цепочки. Особенно это коснулось традиционных маршрутов из Европы в Россию и обратно. Тогда, согласно данным отчета Центрального банка РФ, компаниям пришлось спешно переориентировать грузопотоки на восток страны, что привело к росту сроков поставок в 2–3 раза, а стоимости — более чем на треть. За этими цифрами кроется не только перестройка цепочек поставок, но зачастую и полная смена партнеров и клиентов, а значит, необходимость заново выстраивать доверительные отношения с ними, подстраиваться под особенности их бизнес-процессов и стилей работы. И это лишь звучит как нечто сопутствующее: представители логистического бизнеса, как никто другой, знают цену пословицы «старый друг лучше новых двух».

Стоит закрасться ошибке в документы или недопониманию между сотрудниками заказчика и перевозчика, и даже в налаженных цепочках поставок происходит сбой. Результатом которого становятся не только денежные и временные потери, но нередко и полная порча груза, если он состоял, например, из скоропортящихся продуктов. В настоящее время процесс грузоперевозок непрозрачен. Логист «ведет» свой груз по телефону, постоянно созваниваясь с ответственными лицами на тех или иных этапах транспортировки. Полностью этот процесс не видит никто из участников. Поэтому порой на то, чтобы разобраться, почему доехали до пункта назначения четыре, а не пять коробок, требуются недели и месяцы. Не говоря уже о случаях, когда к заказчику приезжает груз не того качества или неясного происхождения.

Полтора года назад специалисты Центра технологий распределенных реестров СПбГУ (ЦТРР) поняли: им есть что предложить для решения комплекса проблем логистического бизнеса. Как рассказала Юлия Нелюбина, директор по развитию Центра технологий распределенных реестров СПбГУ, триггерами стали огромный серый рынок и неэффективность управления цепями поставок по причине отсутствия единой прозрачной информационной системы, которая бы объединяла всех участников процесса и дала бы им возможность отслеживать все этапы транспортировки онлайн. К разработке решения подключились не только специалисты в области IT и блокчейн-технологий, но и приглашенные эксперты из логистических отраслей. Специалисты ЦТРР общались с представителями крупных поставщиков угля, нефтегазохимических компаний и с производителем одежды.

Результатом работы стала разработка платформы «Трево» (конечный продукт — приложение), которая позволяет создать единую информационную среду для всех участников процесса грузовых перевозок. Платформа создана на базе распределенных реестров, в частности на блокчейне. Это относительно новый вид базы данных, представляющий собой непрерывную цепочку блоков с информацией. В основе блокчейна лежит технология шифрования, которую невозможно взломать, а значит, нельзя украсть или фальсифицировать хранящиеся данные.
Доверие и прозрачность
«Трево» подразумевает только электронный документооборот. Согласование договоров, внесение правок можно будет осуществлять в режиме реального времени с помощью электронной подписи. Подписать документ возможно с любого устройства и из любой точки мира. Такие документы юридически равнозначны бумажным с печатями и подписями от руки.
Без бумаги
Юлия Нелюбина уверяет: поскольку разработка базируется на блокчейне, всем данным, содержащимся в ней, можно будет доверять. Любые изменения фиксируются. Пользователь всегда будет знать, кто внес данные, когда и на каком этапе. Что очень важно, если возникает спор и необходимо вести претензионную работу.

Благодаря блокчейн-технологии можно также автоматизировать ряд операций или сделок в процессе грузоперевозки через смарт-контракты. Последние представляют собой программу, которая автоматизирует передачу активов, например денег, между двумя и более сторонами при выполнении ряда условий. Как только они выполнены, деньги зачисляются на счет. Это происходит без личного участия человека и похода в банк. По словам Юлии Нелюбиной, с помощью смарт-контрактов можно автоматизировать своевременную оплату грузов, окончание или начало действия договоров и контрактов. Например, если груз пересек границу, этот факт автоматически заканчивает действие договора с одной страховой компанией и начинает с другой.
Выгоды и преимущества
Прозрачность вкупе с использованием смарт-контрактов и электронного документооборота позволяют сократить издержки на логистику. Поддерживать весь логистический процесс в целом становится дешевле. Юлия Нелюбина приводит сразу несколько аргументов. Во-первых, пользователь экономит на бумаге, печати, хранении и доставке документов. Во-вторых, сокращает временные затраты. В-третьих, экономит на персонале, выполняющем рутинные операции, например бумажный документооборот. Еще один немаловажный плюс — нет риска потери документа и необходимости его восстанавливать.

Однако все это приятный бонус по сравнению с самым важным преимуществом «Трево». Для специалистов по управлению цепями поставок ключевой является возможность в режиме реального времени отслеживать перемещение груза, достоверно и оперативно узнавать о любых изменениях и корректировках в маршруте и сроках доставки. По словам Юлии Нелюбиной, это не просто усиление контроля, а возможность точно знать, когда прибудет груз, в каком количестве и в каком качестве. Глобально это позволяет эффективнее выстраивать бизнес-процессы и процессы производства на промышленных предприятиях.

Это особенно важно для производственных предприятий. Недаром в их структуре, как правило, сформированы специальные отделы, которые занимаются управлением цепями поставок и повышением эффективности их работы. Производству нужно, чтобы груз прибыл в нужном количестве, нужном качестве и в нужное время. Юлия Нелюбина уверена, что именно синергия этих трех факторов позволяет предприятию бесперебойно работать.

«Трево» позволяет не только знать, где находится груз здесь и сейчас, но и управлять его перемещением в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, оперативно согласовывая изменения с другими участниками процесса, например страховыми и охранными компаниями, перевозчиками и т. п. К тому же каждый из них, имея представление об общей картине движения груза, трудностях и задержках, может вносить предложения и пожелания для оптимизации цепочки поставок и своих бизнес-процессов.
«Трево» vs. cерый рынок
Поскольку на блокчейне невозможна фальсификация, «Трево» может быть актуально не только для крупных производств, которым важно поступление сырья определенного качества к определенному времени. «Трево» позволяет быть уверенным в оригинальности товара — его происхождении и качестве. По словам Юлии Нелюбиной, это особенно важно покупателям морепродуктов, чая и кофе, жемчуга, драгоценных камней, фармакологического сырья, брендовых товаров с высокой надбавленной стоимостью — от одежды и обуви до аксессуаров и предметов интерьера. Присоединение к такой платформе гарантирует, что конечный потребитель покупает не подделку. Это помогает не только бороться с серым рынком товаров, но и ускорять прохождение таможенных процедур.
Условия транспортировки
Для тех пользователей, кому важно не просто следить за движением груза, но и быть уверенным в соблюдении особых условий транспортировки, специалисты ЦТРР разработали набор меток с QR-кодом, пломб и датчиков. Они позволяют регистрировать факт открытия-закрытия контейнера, его наклон, уровень поддерживаемой в нем температуры, влажности и другие факторы. Это, например, очень важно для фармацевтической продукции. Благодаря платформе «Трево» человек может не только знать, где находится его груз в данный конкретный момент, но и сохранилась ли целостность упаковки и соблюдены ли прочие важные условия. Это также позволяет быть уверенным в качестве продукции, которую получит конечный покупатель.

Элемент «Трево» уже используется в проекте ЦТРР «Эдемес» — системе идентификации и мониторинга перемещения культурных ценностей.
Индивидуальный подход
На данный момент «Трево» является технологическим решением, которое может быть доработано до конечного продукта с учетом особенностей бизнес-процессов и индивидуальных требований заказчика. Кому-то важно ускорить логистику, сократить издержки, а кому-то важно строгое соблюдение условий движения груза. Например, для морепродуктов три дня простоя или повышение температуры транспортировки может стоить всей партии.
Перспективы
Юлия Нелюбина уверена, что у «Трево» есть все шансы произвести глобальные изменения на логистическом рынке. Оно способно повысить эффективность и прибыльность одной из значимых отраслей экономики России. Тем более что запрос на рынке есть, ведь это решение удобно для всех игроков. По словам эксперта, сейчас к нему присматриваются. Как это часто бывает, для старта нужен крупный первопроходец, например группа компаний, имеющая государственную поддержку. Тогда продвижение и развитие технологии пошло бы быстрее.

Похожие точечные проекты уже реализованы в мировой практике и показали свою эффективность. В России же технологии блокчейн пока не так широко применяются в логистике.
Возможно, толчок к их развитию даст политика санкций и ограничений в отношении нашей страны. Из-за резкого уничтожения множества логистических цепочек компании в России были вынуждены выстраивать новые трансграничные пути для товарооборота. «Трево» поможет сделать это более эффективно, а также ускорить перестройку логистических цепочек на международном рынке. Юлия Нелюбина подчеркивает, что блокчейн-платформа обеспечивает должный уровень анонимности. Третья сторона не видит информацию, которая ей не предназначена. Поэтому применение «Трево» снизит риск санкций, поскольку позволяет обеспечить анонимность при межстрановом взаимодействии.
Для кого
Изначально система «Трево» ориентирована на крупных игроков рынка. Однако применять ее могут любые компании, заинтересованные в модернизации логистической составляющей своего бизнеса. Особенно если она напрямую связана с производственными процессами. Благодаря «Трево» можно грамотно и эффективно загрузить производство, выстроить бизнес-процессы по производству своих товаров. От чего зависит цикл производства в целом и итоговая стоимость продукции.

В «Трево» заинтересованы поставщики скоропортящейся продукции, представители fashion-индустрии, фармацевтические и страховые компании. Юлия Нелюбина уверена, что «Трево» может быть востребовано компаниями, чья деятельность сосредоточена в области технологического производства, где важно вести учет всех компонентов, а их много. Например, в станкостроении.
Стоимость подключения к «Трево»
Стоимость подключения к системе «Трево» и разработки приложения рассчитывается индивидуально под цели и задачи заказчика.

Вера Свиридова
Автор статьи
Слушать подкаст
Ученые СПбГУ отвечают на важные вопросы
Научно-популярные новости СПбГУ, исследования, видеолекции, интервью с учёными Университета
Ландау позвонит
Оставить заявку
Укажите контактную информацию, мы вам перезвоним и ответим на интересующие вопросы
Наши эксперты готовы ответить на ваши вопросы
Получить консультацию
Полезные статьи, инструкции и подборки для вашего бизнеса
Интересное — у вас в почте
Подпишитесь на соцсети СПбГУ, чтобы быть в курсе актуальных новостей
Подписывайтесь на наши соцсети