Специалисты Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ разработали медицинскую информационную цифровую платформу «Госмед». С ее помощью планируют автоматизировать работу медицинского учреждения, а также перевести работу с пациентами в режим онлайн по тем направлениям, которые способны повысить качество, эффективность и скорость обслуживания.
Интервью
IT
Медицина
7.11.24
Госмед
«Мы поставили во главу угла интересы и пациента, и врача»
заместитель директора Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ по информационным технологиям и цифровизации лечебного процесса, врач-уролог
Алексей Вячеславович Писарев
НЬЮСМЕЙКЕР
Цифровая платформа интегрируется с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Отдельные сервисы платформы, такие как мобильные приложения «Клиника СПбГУ» (личный кабинет пациента) и «Комфортная госпитализация», доступны в Play Market и AppStore. Они уже внедрены в практику клиники и полностью оправдали ожидания разработчиков, снизив нагрузку на административный персонал и повысив эффективность плановой госпитализации.
О преимуществах платформы «Госмед», ее целях и задачах рассказал Алексей Вячеславович Писарев, один из ее разработчиков, заместитель директора Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ по информационным технологиям и цифровизации лечебного процесса, врач-уролог.

Алексей Вячеславович Писарев, заместитель директора Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ по информационным технологиям и цифровизации лечебного процесса. Фото: СПбГУ

Что подтолкнуло специалистов клиники к созданию цифровой платформы? Ведь клиника и сейчас использует цифровой продукт. Почему он перестал устраивать?
— Подобные нашей цифровой платформе продукты уже существуют на рынке. Есть и дополнения к медицинским информационным системам в виде личных кабинетов на базе мобильных приложений. Однако, изучив рынок, мы поняли, во-первых, что нам недостаточно тех возможностей, которые заложены в имеющихся готовых информационных решениях. Они не отвечают всем нашим потребностям. Во-вторых, их внедрение и использование можно сравнить с каршерингом. Вы берете машину напрокат, она в целом решает стоящие перед вами задачи, но в ней вам никогда не будет так же удобно и комфортно, как в своей собственной. В-третьих, продукт, который будет сделан нами и полностью принадлежит в интеллектуальном плане клинике, повысит нашу информационную безопасность и независимость. Четвертым фактором стал экономический. Когда мы посчитали, сколько потребуется средств, чтобы приобрести право пользования программным продуктом на наше количество рабочих мест, оборудование, с учетом наших потребностей, мы поняли, что гораздо лучше эти деньги вложить в собственное развитие, нежели поддерживать кого-то.

К тому же это совпало с принятым в 2022 году руководством клиники решением возродить и укрепить нашу собственную IT-службу. Ведь в начале нулевых в стенах клиники работал IT-отдел, который занимался разработкой медицинских информационных систем. Таким образом, у нас имелись определенный опыт, желание, а благодаря возрождению IT-службы появились и специалисты, обладающие нужными компетенциями в области цифровизации здравоохранения. Поэтому мы решили попробовать себя в этом деле.

Сначала мы разработали «Личный кабинет пациента» для сайта клиники
в октябре 2023 года, затем реализовали его в виде мобильного приложения «Клиника СПбГУ», а в сентябре 2024 года запустили сервис «Комфортная госпитализация». Работая над ними, мы укрепились в понимании, что без разработки собственной медицинской экосистемы клиники и без интеграции в нее уже работающих сервисов не обойтись. Сейчас идет доработка цифровой платформы «Госмед».
В чем главное преимущество цифровой платформы «Госмед»?
— Мы делаем ее под наши потребности. Это все равно что шить костюм на заказ по вашим личным индивидуальным меркам, согласно вашим требованиям и пожеланиям. С ним никогда не сравнится ни один даже очень качественный костюм, но сшитый по усредненным лекалам. Мы создаем платформу внутри клиники, хорошо понимая ее работу, зная, как функционируют те или иные процессы и как их можно модернизировать. Мы бы никогда не смогли ожидать от продукта такого же эффекта и качества, если бы писали техническое задание и заказывали разработку на стороне. Какие-то идеи возникают на лету, зачастую их нужно быстро реализовать, чтобы двигаться дальше. Мы же можем быстро перестроиться, оперативно договориться внутри команды. Такая гибкость невозможна в случае работы со сторонними разработчиками.

Возвращаясь к аналогии с костюмом, хочу отметить еще один момент. В процесс разработки платформы включены не только административные сотрудники и IT-специалисты, но и врачи. Они консультируют разработчиков, мы получаем от них обратную связь, что действительно удобно, что получается лучше, чем в системах, с которыми работали наши доктора раньше в других медучреждениях. Мы слышим коллег. В медицине главенствует принцип, что нужды пациента превыше всего. Работая над цифровой платформой «Госмед», мы поставили во главу угла интересы и пациента, и врача. Мы также учитываем мнения и потребности руководителей и административного персонала. Это станет безусловным преимуществом платформы.
Есть у вас понимание уже сейчас, что бы хотелось улучшить в будущем,
в каком направлении собираетесь развивать продукт?
— Мы хотим, чтобы наша цифровая платформа была полезна и доступна всем пациентам.
Она и сейчас доступна всем пациентам, но изначально она создавалась для того, чтобы иметь возможность записаться к врачам нашей клиники в любое время суток, в любой день и из любой точки страны. Мы хотим максимально расширить функционал, чтобы наша платформа стала своего рода карманным виртуальным помощником по здоровью для пользователей, чтобы она способствовала ведению здорового образа жизни, позволяла получать консультации или комментарии врачей онлайн, уменьшала расстояние между доктором и пациентом, помогала найти нужного специалиста
и нужную помощь максимально простым путем, а главное — не приходя к нам в клинику. Так, например, этим целям и задачам отвечает уже внедренный сервис «Комфортная госпитализация». Пациент может в нем абсолютно бесплатно оформить запрос на госпитализацию, прикрепить результаты обследований, описать, что с ним происходит. Доктора изучают имеющиеся анализы, рассматривают все медицинские документы и дают предварительную оценку показаниям для госпитализации. На их основе уже планируется принятие пациента на оперативное или терапевтическое лечение.

Параллельно человек подгружает иные необходимые документы, такие как паспорт, полис, СНИЛС. Получает уведомления от администратора, ему приходят автоматические напоминания, он также может отслеживать актуальную информацию о статусе госпитализации. По сути, благодаря этому сервису создается цифровой профиль пациента перед госпитализацией. Таким образом, мы максимально упрощаем путь пациента в нашу клинику, одновременно повышая эффективность ее работы и более равномерно распределяя нагрузку на персонал.

Алексей Вячеславович Писарев (справа), заместитель директора Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ по информационным технологиям и цифровизации лечебного процесса

Фото: СПбГУ

Сервис «Комфортная госпитализация» внедрен совсем недавно, в начале осени этого года. Уже можно говорить о его эффективности?
— Самая показательная цифра: у пациентов, использующих этот сервис, на 57 % меньше отказов и переносов госпитализации. На 18 % больше таких пациентов оперируют в день госпитализации. Сервис также повысил оборот койко-мест на 11 % и снизил средний показатель «койко-день» (время пребывания пациента в отделении. — Прим. ред.) на 9 %.
Все это благодаря тому, что пациенты заблаговременно присылают пакет необходимых документов и предоперационных обследований, а также получают помощь со стороны административного персонала клиники.
«Личный кабинет» на сайте был запущен год назад, а в виде мобильного приложения «Клиника СПбГУ» полгода назад. Как оцениваете его работу? Получили ли вы обратную связь от пользователей?
— Для пациентов мы сделали максимально простую регистрацию и интуитивно понятный интерфейс. Среди пользователей есть и люди из старшей возрастной группы. Они абсолютно спокойно пользуются всеми благами цифровизации, без какой-либо дополнительной помощи. Мы не получали от пациентов обращений, связанных именно с обучением пользованию этим сервисом. Он очень простой и понятный. Принцип его работы похож на всем известные мессенджеры. Собственно, мы ими и вдохновлялись. Предварительно провели тестирование среди разных возрастных групп, получили обратную связь и к запуску постарались учесть все пожелания.

За все время работы сервиса в нем зарегистрировалось более 29 500 пользователей, которым было оказано более 18 000 различных медицинских услуг.

Особенно дороги для нас отзывы пациентов, которые наблюдаются и лечатся у нас в клинике длительное время, еще с начала 2000-х годов. От них было очень приятно слышать, как здорово, что наконец-то в крупной государственной клинике появилась возможность записаться на прием не через регистратуру или по телефону, а загрузив приложение или зайдя на сайт. Мы ориентировали сервис именно на пациентов, на повышение их комфорта, чтобы они могли просто и быстро записаться к нужному врачу без визита в клинику или ожиданий на телефоне. Также благодаря этому сервису пациент может иметь круглосуточный доступ к своей медицинской карте, результатам анализов, получать уведомления об их готовности. В целом мы намерены с помощью цифровой платформы «Госмед» уменьшить или вообще исключить необходимость визита в клинику по тем направлениям работы, где это возможно.
Например?
— Мы планируем внедрить в платформу сервис, позволяющий получать экспертное мнение врача. Это не медицинская, а информационная услуга. Зачастую пациентам нужен не полноценный прием врача, в ходе которого он осматривает, выписывает лекарственные препараты, направления на анализы или исследования, ставит диагноз,
а консультация специалиста в определенной области знаний. В ходе нее врач может подробно рассказать о болезни обратившегося, ее течении, возможных осложнениях, методах лечения и обследований, помочь пациенту понять, требуется ли ему очный прием у того или иного специалиста. В ходе такой консультации не ставится диагноз и не прописывается лечение, соответственно, очный визит в клинику не требуется. Благодаря сервису услышать экспертное мнение специалистов сможет любой желающий из любой точки страны, оплатить такую услугу можно удаленно, через приложение.
Мы все время говорим о комфорте пациента и пользе для клиники, а как меняет работу врача внедрение цифровой платформы «Госмед»?
— Как я уже говорил, мы изначально задумывали платформу, которая была бы удобна для всех, для медицинского персонала в частности. У нас в клинике работают 328 высококвалифицированных врачей и порядка 500 медицинских сестер.

Важно, чтобы врач не был привязан технически к своему рабочему месту. Мы хотим это реализовать в полной мере, сделав докторам защищенный доступ к медицинской информации с мобильных устройств. Это позволит врачу всегда быть в курсе, что происходит с его пациентом. Особенно это касается тех, кто лежит в стационаре. Врач
в любой момент и в любом месте может зайти на цифровую платформу клиники и посмотреть результаты исследований, карту пациента, а если он находится в реанимации, то и увидеть показатели мониторов медицинских аппаратов и так далее.
У врача будет возможность оперативно скорректировать траекторию лечения и назначения. Благодаря сервисам для врачей минимизируется время реакции на тот или иной результат анализа, диагностики. Одновременно снижается нагрузка на младший медицинский персонал и администраторов. Им не нужно звонить врачу и излагать ситуацию.

То же касается и приема амбулаторных пациентов. Врач в любой момент может узнать количество записанных, время и даты приема, а значит, спланировать свое рабочее расписание, подготовиться к повторным визитам пациентов.

Помимо возможностей для онлайн-консультаций, мы также планируем запускать платную опцию «Чат с врачом». Такой сервис удобен как пациентам, так и докторам. В течение определенного отрезка времени пациент сможет задавать своему лечащему врачу все интересующие вопросы. Например, после проведения оперативного вмешательства. В ходе восстановительного периода у человека часто возникают вопросы. Чат позволит оперативно получать на них ответы, а врач будет понимать, как идет восстановление пациента. Этот сервис удобен и тем пациентам, которым легче дается онлайн-общение.
Будут ли интегрированы в цифровую платформу отдельные цифровые продукты клиники, такие как приложение для пациентов с мочекаменной болезнью Stone MD?
— Да, мы хотим их интегрировать именно как специализированные сервисы платформы для пациентов. На стадии тестирования у нас сейчас находятся четыре сервиса: по онкологии, урологии, кардиологии и эндокринологии. Мы планируем их сначала реализовать как отдельные мобильные приложения по примеру Stone MD (подробнее о приложении читайте в интервью «Мы решили, что приложение будет востребовано, и мы не ошиблись». — Прим. ред.) А позже сделаем доступ к ним и через нашу цифровую платформу.
Согласно тем задачам и возможностям, которые заложены в цифровую платформу, она представляет собой довольно масштабный проект. Когда специалисты клиники начали работать над ним?
— Мы начали работать в прошлом году. Уже в октябре 2023 года запустили «Личный кабинет пациента». Поняли, что у нас все получается.
Сколько человек в команде?
— Будет верным сказать, что в команде вся клиника. Каждый сотрудник является пользователем или оператором тех или иных сервисов. Непосредственно в команде разработки в общей сложности семь человек, среди которых дизайнер, аналитик, программисты и наш идейный вдохновитель — директор клиники Дмитрий Дмитриевич Шкарупа. Я в проекте задействован и как разработчик, и как практикующий врач.
Что было для вас самым сложным в процессе создания цифровой платформы?
— Пожалуй, самым сложным оказалось создание команды, которая бы могла реализовывать все наши потребности в плане разработок. Мало иметь идеи, нужны еще и люди, которые могут их реализовать и воплотить в виде цифрового продукта.
Нам удалось найти и сплотить таких специалистов. В ближайшее время планируем дополнительно набирать персонал, чтобы ускориться в некоторых вопросах.

Алексей Вячеславович Писарев (в центре), заместитель директора Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ по информационным технологиям и цифровизации лечебного процесса, на XIII Петербургском международном форуме здоровья представил участникам медицинскую информационную цифровую платформу «Госмед»

Фото: СПбГУ

Мало разработать платформу, ее еще нужно внедрить в повседневную работу и практику. Насколько это просто или сложно? Что для этого требуется, какие ресурсы?
— На такой вопрос сложно ответить однозначно, так как все относительно и зависит от многих факторов. С уверенностью могу сказать, что наше решение универсальное. Оно может работать как на сервере, так и в облаке. Сами сервисы, их интерфейс, архитектура максимально просты и интуитивно понятны. Какого-либо специального обучения не требуется ни пациентам, ни персоналу клиники. Мы, конечно, напишем инструкции,
но я думаю, что в них не будет большой надобности.

По нашим оценкам, на внедрение и освоение цифровой платформы в нашей клинике понадобится пара недель, а конкретному пользователю — не больше одного дня.
Мы планируем полномасштабно запустить ее в январе 2025 года. В сентябре 2024 года мы получили свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Сейчас идет включение цифровой платформы «Госмед» в реестр программного обеспечения Министерства цифрового развития с последующим получением регистрационных удостоверений в Росздравнадзоре.
Цифровая платформа как готовый продукт будет доступна на коммерческой основе другим медицинским учреждениям?
— Безусловно. Мы готовы по запросу потенциального покупателя адаптировать возможности платформы под конкретные потребности медучреждения. Данный подход позволит транслировать многолетний опыт цифровизации многопрофильной университетской клиники в другие сознательные медицинские учреждения. Но стоит оговориться: как в известном афоризме, «насильно мил не будешь», если медицинское учреждение, его команда не готовы меняться (прислушиваться, адаптироваться) к чему-либо прогрессивному — успеха не будет.

Вера Свиридова
Автор статьи
Слушать подкаст
Ученые СПбГУ отвечают на важные вопросы
Научно-популярные новости СПбГУ, исследования, видеолекции, интервью с учёными Университета
Ландау позвонит
Оставить заявку
Укажите контактную информацию, мы вам перезвоним и ответим на интересующие вопросы
Наши эксперты готовы ответить на ваши вопросы
Получить консультацию
Полезные статьи, инструкции и подборки для вашего бизнеса
Интересное — у вас в почте
Подпишитесь на соцсети СПбГУ, чтобы быть в курсе актуальных новостей
Подписывайтесь на наши соцсети