Пять лет назад команда урологов Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ под руководством Наримана Гаджиева задумала на тот момент почти невозможное: собственными силами разработать приложение для людей с мочекаменной болезнью. Через год «Stone MD: мочекаменная болезнь» уже было готово к загрузке на Android и iOS. Сегодня им пользуются тысячи пациентов в разных странах мира, а эксперты признают его лучшим на независимых конкурсах инновационных решений.
Интервью
IT
Медицина
5.02.24
StoneMD
Мы решили, что приложение будет востребовано, и мы не ошиблись
руководитель проекта по разработке приложения Stone MD, заместитель директора по медицинской части (урология) Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, врач-уролог, д. м. н., профессор кафедры госпитальной хирургии медицинского факультета СПбГУ
Гаджиев Нариман Казиханович
НЬЮСМЕЙКЕР
Так, в конце 2023 года приложение заняло первое место в номинации «ИТ-решения в медицине»на Всероссийском конкурсе «Инновационные решения на страже качества профилактики и охраны здоровья», организованном группой компаний «Медси» и благотворительным фондом АФК «Система». Что позволило обойти более 60 конкурентов и какие обновления ждут приложение Stone MD, рассказал его автор и главный вдохновитель проекта Нариман Казиханович Гаджиев, заместитель директора по медицинской части (урология) Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, врач-уролог, д. м. н.

Нариман Казиханович Гаджиев, руководитель проекта по разработке приложения Stone MD, в операционной

Что подтолкнуло специалистов клиники к созданию приложения?
— Хочется надеяться, что мы не случайные люди в медицине и всеми нами движет одно: желание помогать и лечить. Мочекаменная болезнь — заболевание хроническое. Удаление камня — всего лишь борьба с его последствиями. Гоняясь за ними, сложно ощущать себя помогающим, сложно ощущать, что ты лечишь пациента. К тому же мочекаменная болезнь — высокорецидивное заболевание. По разным данным, в среднем в течение 5 лет после проведения операции рецидив происходит у половины пациентов, а в течение 10 лет — у 80 %. Основной причиной этого является низкая приверженность выданным рекомендациям. Получается так: врачи успешно проводят высокотехнологичную операцию, выписывают пациента из клиники и выдают ему рекомендации, следуя которым можно снизить риск образования новых камней. Однако через полгода только 20–30 % пациентов следуют выданным рекомендациям. Причем это характерно для пациентов в любой стране: в США, в Европе та же проблема.

Мы задумались над тем, кто постоянно рядом с пациентом, кто будет ему советником, соратником, подсказчиком? Смартфон. Сейчас сложно представить себе кого-либо без смартфона. Даже у людей с небольшим достатком он, как правило, имеется. Поэтому мы решили создать приложение для смартфона, которое помогало бы человеку следовать рекомендациям лечащего врача.
— Когда вы приступали к разработке приложения, подобные уже существовали. Что вас не устраивало в них?
— На тот момент не было приложений, которые бы удовлетворяли нашим целям и задачам. Были приложения, которые имели своей целью информирование пациентов о каких-то отдельных компонентах профилактики, в том числе и мочекаменной болезни. Были рекламные приложения. Были приложения, созданные пациентами для пациентов. Но комплексного, специализированного приложения о мочекаменной болезни для пациентов, созданного специалистами, не было. Сказать по правде, конкурентов у нас нет и до сих пор.

На сегодняшний день Stone MD активно используют около 20 тысяч пациентов по всему миру. Приложение существует в трех языковых формах: на русском, английском и немецком. Конечно, мы бы хотели перевести его и на другие языки.
— Чем приложение Stone MD принципиально отличается от аналогичных продуктов на рынке?
— В ходе создания приложения мы руководствовались потребностями пациента с мочекаменной болезнью. Первая и самая важная из них — прием определенного объема воды. Это одна из основных рекомендаций, соблюдение которой позволяет снижать риск рецидива до 60 %. Казалось бы, это очень просто — пить воду. Однако, во-первых, пациенты забывают это делать. Во-вторых, не все знают, какой объем нужно потреблять. В-третьих, не у всех есть свободный доступ к воде. И четвертая причина — нужно чаще мочиться, а в силу разных бытовых обстоятельств не для всех пациентов это удобно. Раздел приложения «Дневник воды» помогает соблюдать питьевой режим, учитывая все перечисленные препятствия.

Что еще важно для пациента? Сколько тех или иных веществ содержится в продуктах, которые употребляет пациент. Мы — то, что мы едим, и рацион питания напрямую влияет на риски рецидива. Например, люди, которые потребляют больше двух грамм белка на килограмм массы тела в сутки, изнашивают почки. Почки таких людей, особенно склонных к мочекаменной болезни, чаще приходят в негодность. Белок повышает кислотную нагрузку, которая, в свою очередь, снижает уровень мочевого цитрата, что приводит к кристаллизации кальциевых солей в моче. Такой пациент чаще будет иметь кальций-оксалатные камни в почках. Это пример того, почему человек должен знать, сколько кальция, белка, сколько оксалатов содержится в тех или иных продуктах питания. Интернет в этом не помощник. На сегодняшний день в нем огромное количество справочной информации, зачастую противоречивой, которой просто нельзя доверять. Поэтому в приложении мы создали раздел «Дневник еды». В него включены порядка 800 продуктов питания с подробным указанием содержащихся в них веществ. Источником данных стала Немецкая сельскохозяйственная академия (Deutsche Lehranstalt für Agrartechnik). Подобный раздел позволяет пациентам детально планировать свой рацион питания, исходя из состава удаленного камня и выданных рекомендаций.

Еще одна проблема, которая сопутствует мочекаменной болезни, — дренирование почки специальным устройством, мочеточниковым стентом. Человек установленный стент может никак не ощущать, поэтому до 10–12 % пациентов забывают вовремя его удалить.

В результате стент инкрустируется — покрывается солями. Потом вместо минуты, которая потребовалась бы для удаления неинкрустированного стента, требуется полноценная операция. Она может длиться часами и иметь множество осложнений. Чтобы избежать этого, мы создали в приложении раздел «Стент радар». В нем можно указать, какой стент установлен и когда, а также зафиксировать дату его удаления. За несколько дней до нее приложение начнет об этом напоминать. Более того, в обновлении, над которым мы работаем, будет возможность отправлять push-уведомления лечащему врачу или в колл-центр клиники, где пациент установил стент.

В приложении мы предусмотрели еще один раздел — «Дневник рH мочи». Этот показатель нужно знать для профилактики образования новых камней. При правильном изменении pH мочи возможно даже растворение некоторых типов камней. Вот почему важно управлять этим показателем. Понимая это, мы разместили в приложении цветовую схему. Чтобы вести дневник, пациенту достаточно купить в аптеке индикаторные полоски, погрузить их в мочу, дождаться реакции, поднести полоску к схеме и отметить цвет, которому она соответствует. При визите к врачу пациент может достать смартфон, открыть в приложении соответствующий раздел и показать доктору наглядную цветовую шкалу. И врач легко поймет, насколько успешно или не успешно пациенту удавалось управлять pH мочи.

Также огромной проблемой является отсутствие времени у врача для объяснения, какая операция ждет пациента, как она будет проходить, чего ожидать в период после операции и какие возможны осложнения. Чтобы сэкономить время врачу, а пациенту создать достоверный источник, к которому он мог бы обращаться в любой момент, мы создали информационный раздел. Для него совместно с Российским обществом урологов мы перевели и озвучили анимационные ролики, посвященные основным видам хирургического лечения мочекаменной болезни, и сопроводили их текстовой информацией. Это позволяет пациенту улучшить свои ожидания от операции и планируемого лечения.

И последним, но не по важности, является раздел персонифицированного расчета риска рецидива. Пациент, вводя свои данные, получает расчет риска рецидива на основании встроенной диаграммы из Mayo Clinic (США). Ее разработали на базе данных, полученных от порядка 5000 пролеченных пациентов. Благодаря индивидуальному графику риска пациент наглядно может увидеть, что ждет его через 2–5–10 лет, если он не изменит свой образ жизни. Поверьте, это звучит и выглядит вполне отрезвляюще.

После успешной операции пациент хочет забыть о своей болезни, как о страшном сне, но диаграмма твердит, что через 10 лет будет почти стопроцентная вероятность рецидива, если не следовать рекомендациям. Они приводятся тут же под графиком. Формируя их, мы опирались на данные Американской ассоциации урологов. Сейчас в российских клинических рекомендациях, соавтором которых я являюсь, появятся соответствующие разделы по медпрофилактике (или вторичной профилактике) мочекаменной болезни. В обновленной версии приложения мы уже будем ссылаться на наши отечественные данные.
— Такой комплексный подход позволяет Stone MD оставаться лучшим?
В 2021 году при анализе всех существующих приложений для лечения мочекаменной болезни Stone MD было признано лучшим. Буквально в этом году была опубликована еще одна статья, в которой проанализированы 39 приложений, существующих в мире для пациентов с мочекаменной болезнью. И наше приложение снова было признано лучшим по информационному насыщению, интуитивному управлению, а также по качеству насыщения (по субъективной оценке пациентов). То есть мы продолжаем оставаться номером один.

Недавно наше приложение выиграло грант благотворительного фонда АФК «Система» и группы частных медицинских клиник «Медси». Грант небольшой, но тем не менее это первая финансовая помощь. Постараемся воспользоваться ей, чтобы улучшить наше приложение. Оно, как и любой продукт такого рода, требует обновлений, а это, естественно, расходы.
— Что бы вы хотели улучшить, добавить в приложение? Есть ли понимание, в каком направлении будете двигаться?
— Мы сейчас работаем над внедрением анализа сбора объемов суточной мочи. Это позволит понять питьевой паттерн пациента и его суммарный диурез за сутки. Также мы думаем над тем, чтобы внедрить возможность определения рH мочи по pH-датчикам, которые будут отправлять данные сразу в приложение. Пациенту больше не потребуются тест-полоски. Помимо этого, мы хотим использовать датчики для оценки гидратированности пациента и внедрить систему напоминания пациентам о необходимости выпить жидкость. Также мы хотели бы обновить push-уведомления в разделе «Стент радар», о котором я уже говорил, чтобы более эффективно напоминать пациентам о необходимости удаления стентов.

Мы уверены, что эти обновления повысят эффективность выдаваемых нами рекомендаций за счет усиления приверженности к ним пациентов.

Более того, совместно с психологами СПбГУ мы запускаем исследование длительностью в год, направленное на изучение оценки отношения пациента к мочекаменной болезни до и после операции, причин падения приверженности к рекомендациям, а также способов влияния на это. Приложение будет использовано в ходе исследования как один из инструментов поддержания приверженности. Полученные данные обязательно будут использованы для дальнейшего усовершенствования Stone MD.
— Нужна ли адаптация или версия приложения для тех, у кого уже стоит диагноз «мочекаменная болезнь», но операция еще не требуется?
— На наш взгляд, отдельной версии не требуется. Информационный раздел, в котором приведены все основные методы лечения мочекаменной болезни, как нельзя лучше позволяет представить, что ожидает пациента в будущем. По большому счету, выполнение мер по профилактике рецидива будет в равной степени применимо и для пациентов, у которых уже есть камни, но операция им пока не показана.
— Планируете ли вы адаптировать или разработать подобные Stone MD приложения для других болезней?
— Мы уже это делаем. Stone MD не единственный наш проект. На очереди приложение Prostate MD для пациентов с заболеваниями предстательной железы. Уверен, что оно будет полезно пациентам, страдающим от рака простаты, аденомы простаты и простатита.
— Что было для вас самым сложным в процессе создания приложения?
— Наверное, преодолеть скептицизм коллег, с которыми мы начинали создавать приложение. Не все верили в успех. Мы проанализировали, обсудили, провели опрос фокус-группы и в итоге решили, что приложение будет востребовано и станет успешным, и мы не ошиблись.
— Получаете ли вы обратную связь от пациентов — пользователей приложения? Помогло ли это в усовершенствовании продукта?
— Да, и мы, безусловно, используем обратную связь при подготовке обновлений. Пользователи хотят больше обновлений, но не все представляют, что за ними стоит большой труд и вложение финансовых средств. По мере сил и возможностей мы стараемся развивать Stone MD.
— Для полноценной оценки эффективности приложения нужно минимум пять-семь лет. Есть ли на сегодняшний день данные, которые свидетельствуют о том, что пользователи приложения имеют преимущество перед теми, кто его не применяет?
— Наша клиника славна не только разработкой приложения. Мы также раз в три месяца проводим школы для пациентов с мочекаменной болезнью! Их главная задача — напоминать пациентам о необходимости следовать рекомендациям, а также обучать, информировать пациентов. Сейчас в нашей Клинике проводится исследование, в ходе которого мы изучаем и сравниваем несколько групп пациентов. Вскоре выйдут научные и популярные публикации по его итогам. В первую группу входят люди, которым провели операцию, выдали рекомендации и отпустили домой следовать им самостоятельно. Через год с ними связываются наши специалисты, чтобы провести опрос и ряд анализов. Вторая группа — те пациенты, кто использует только приложение Stone MD. Третья — те, кто посещают только школы пациентов раз в три месяца. И четвертая — те, кто и использует приложение, и посещает школы. Так вот, на наш взгляд, именно последняя группа испытуемых имеет самую высокую приверженность выданным рекомендациям.
— Как вы, врач-практик, оцениваете опыт работы с IT-специалистами? Помогло ли вам это посмотреть на свою профессию иначе?
— Я думаю, что врачи — это самые обязательные люди (улыбается. — Прим. ред.). Самая большая проблема с IT-специалистами, как с любыми творческими людьми, — это соблюдение сроков выполнения работ. Но мы с пониманием к этому относимся. Тем более что наши программисты, осознавая социальную значимость проекта, делают свою работу в полцены, в свободное от основной работы время.

Нариман Казиханович Гаджиев рад, что на протяжении нескольких последних лет Stone MD признавалось лучшим в рейтингах существующих в мире приложений для пациентов с мочекаменной болезнью

— Как вы оцениваете перспективы широкого применения медицинских приложений? Готовы ли к этому сами пациенты (и с точки зрения компьютерной грамотности, и с психологической)?
— Эта готовность точно выше, чем 3–4 года назад. COVID внес определенные коррективы в образ мышления людей. Они начали больше доверять мобильным телефонам, понимая, что теперь большая часть жизни осуществляется благодаря их функциям: доставка продуктов, лекарств, оплата счетов, развлечения. Такого мощного внедрения IT в повседневную жизнь не было до пандемии. Она научила нас, что цифровой мир не так уж плох и страшен.

Вера Свиридова
Автор статьи
Оставить заявку
Укажите контактную информацию, мы вам перезвоним и ответим на интересующие вопросы
Наши эксперты готовы ответить на ваши вопросы
Получить консультацию
Полезные статьи, инструкции и подборки для вашего бизнеса
Интересное — у вас в почте
Подпишитесь на соцсети СПбГУ, чтобы быть в курсе актуальных новостей
Подписывайтесь на наши соцсети