Мастэктомия
Патронаж после операции
Медицина
Программа
Информационная и психологическая поддержка пациентов после операции по удалению молочной железы
Программа дистанционного патронажа пациентов после мастэктомии
  • 86 % пациентов
    — участников программы сообщили о значительном повышении самооценки
  • На 41 %
    снизилось количество пациентов в депрессивном состоянии после прохождения программы дистанционного патронажа
  • Чат-бот разработан для оперативных ответов
    в автоматическом режиме на наиболее часто задаваемые вопросы
  • 99 % пациентов
    после мастэктомии обращаются с теми или иными вопросами в клинику

О проекте

Медицинские сестры Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ разработали комплексную программу дистанционного патронажа пациенток после мастэктомии и чат-бот для оперативного получения ответов на возникающие вопросы. В будущем они будут внедрены в медицинскую информационную цифровую платформу «Госмед».

Как показывает практика, пациентам психологически проще адресовать свои вопросы, касающиеся лечения и восстановления, медицинским сестрам. Это и стало толчком к изучению потребностей пациентов и существующих программ реабилитации. Чтобы предпринимаемые усилия не были точечными, необходим был системный подход. С одной стороны, он должен был быть персонифицированным, а с другой — точно встроенным в процессы оказания медицинской помощи на базе медицинского учреждения. Именно по такому принципу и началось разработка программы комплексного дистанционного сопровождения пациентов после мастэктомии средним медицинским персоналом. Команда проекта оптимизировала имеющиеся решения и сделала их доступнее благодаря современным технологиям и коммуникационным инструментам.

Проект состоит из нескольких блоков, каждый из которых может реализовываться отдельно, но именно вместе они позволяют повысить качество оказываемой медицинской помощи, а также снизить негативное влияние болезни на качество жизни пациентов.

Разработка чат-бота для автоматизации ответов на наиболее часто задаваемые вопросы позволила снизить нагрузку на медицинских сестер, чтобы они могли сосредоточиться на обращениях, требующих персонифицированного подхода или подключения врача. В настоящее время чат-бот доступен в одном из мессенджеров, но вскоре планируется его интеграция в медицинскую информационную цифровую платформу «Госмед».

Команда проекта не намерена останавливаться на достигнутом. В настоящее время медицинские сестры создают видеоконтент для помощи пациентам. В частности, подготовлена видеоинструкция по уходу за дренажами в домашних условиях. В планах — съемка и запись видеоуроков по ЛФК.

Еще одна идея, которую команда намерена претворить в жизнь, — создание группы поддержки для пациентов с раком груди, в которую бы входили женщины, перенесшие мастэктомию и ведущие полноценную жизнь. Команда проекта также хочет адаптировать программу для дистанционного патронажа пациентов с раком шейки матки.

Проект может быть адаптирован и для сопровождения пациентов других медицинских направлений, а не только онкоассоциированных.

Эффективность проекта научно доказана в ходе исследования. Специалисты выяснили, как меняется самооценка, психологическое состояние, отношение к своему телу у пациенток после прохождения программы патронажа. Причем не только в момент выписки, но и спустя продолжительное время. Участницы программы продемонстрировали существенное повышение самооценки, удовлетворенности своим телом, а также значительное снижение числа тех, кто находится в депрессивном состоянии.

Высоко оценило проект «Дистанционный патронаж пациентов после мастэктомии» и экспертное сообщество, отдав ему второе место на Всероссийском конкурсе «Оргздрав-2025. Лидеры отрасли» в номинации «Медицинская сестра: эффективные решения».
Преимущества
  • Соответствие медстандартам
    Программа патронажа разработана по принципам доказательной медицины и в соответствии с действующими клиническими рекомендациями
  • Адаптивность
    Программа может быть адаптирована для сопровождения пациентов других медицинских направлений
  • Оптимизация
    Применение программы позволит оптимизировать работу среднего медицинского персонала
  • Экономичность
    Применение программы поможет повысить эффективность и качество оказываемой медицинской помощи на базе клиники
  • Простота использования
    Пользователям не потребуется какой-либо специальной подготовки или обучения для того, чтобы воспользоваться возможностями и сервисами программы
  • Оперативность
    Чат-бот позволяет быстро получать ответы на возникшие вопросы в любое время суток
  • Индивидуальный подход
    Рекомендации по реабилитации и подготовка ответов на поступающие вопросы осуществляются с учетом личной медицинской информации пациентов
  • Польза для общества
    Благодаря грамотной поддержке пациенты смогут быстрее вернуться к исполнению своих социальных ролей
  • Польза для государства
    Программа позволит снизить вероятность развития осложнений благодаря повышению приверженности пациентов реабилитационным мероприятиям, что будет способствовать экономии средств фонда системы ОМС, а также личных средств заболевших
Пользователи
Государственные и частные медицинские организации, специализирующиеся на оперативном лечении рака молочной железы
Цели

Разработать программу для дистанционного патронажа пациентов с целью повысить качество оказываемой медицинской помощи, а также вести информационное и психологическое сопровождение пациентов после выписки.

Выгоды
Реализация программы позволит оптимизировать работу среднего медицинского персонала, повысить качество оказываемой помощи, снизить вероятность развития осложнений благодаря повышению приверженности пациентов реабилитационным мероприятиям. Пациенты смогут быстрее вернуться к исполнению своих социальных ролей.

Команда
  • Екатерина Юрьевна Шатрова
    автор и руководитель проекта «Дистанционный патронаж пациентов после мастэктомии», старшая медицинская сестра онкологического отделения № 1 Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ

Они разработали комплексную программу дистанционного патронажа пациенток после операции по удалению молочных желез и чат-бот для оперативного получения ответов на возникающие вопросы.
Читать историю успеха
Больше возможностей
  • Диагностика обонятельных нарушений и VR-программа для восстановления способности воспринимать запахи
    Подробнее
  • Автоматизация работы врачей и повышение качества, эффективности и скорости обслуживания населения
    Подробнее
Слушать подкаст
Ученые СПбГУ отвечают на важные вопросы
Научно-популярные новости СПбГУ, исследования, видеолекции, интервью с учеными Университета
Ландау позвонит
Оставить заявку
Укажите контактную информацию, мы вам перезвоним и ответим на интересующие вопросы
Наши эксперты готовы ответить на ваши вопросы
Получить консультацию
Подписывайтесь на наши соцсети
Подпишитесь на соцсети СПбГУ, чтобы быть в курсе актуальных новостей
Простым языком об исследованиях и разработках ученых СПбГУ
Журнал «Санкт-Петербургский университет»