Индивидуальный расчет риска доклинических нейродегенеративных нарушений у пилотов гражданской авиации
Скрытое снижение адаптационных резервов
у пилотов помогает обнаружить способ, предложенный учеными СПбГУ
Не нужны специальные знания,
чтобы проверить готовность к полету авиаспециалиста с помощью метода, разработанного исследователями СПбГУ
О проекте
Ученые СПбГУ разработали способ анализа предвестников нейродегенеративных процессов у пилотов. Он поможет быстро и эффективно проверить уровень концентрации и степень усталости авиаспециалистов перед полетами, а значит — избежать несчастных случаев в небе и продлить работоспособность летного состава.
Способ, созданный учеными Университета, заключается в расчете индекса летной нагрузки (ИЛН), который специалисты разработали самостоятельно. ИЛН учитывает сразу все индивидуальные показатели пилота: его общий профессиональный стаж (в должности второго пилота, капитана), а также процент ночных полетов. Этот комплекс сведений обеспечивает высокую достоверность анализа.
Чтобы вычислить ИЛН, не нужны специальные знания. Пилот может определить его самостоятельно по формуле, а затем сравнить результаты с референсными значениями. В зависимости от полученного ИЛН пилот может сообщить о нем в службу допуска к полетам. Также сами специалисты этой службы могут использовать расчет ИЛН при проверке летного состава.
Предложенный учеными СПбГУ способ оценки риска доклинических нейродегенеративных нарушений не занимает много времени и не требует анализов и инвазивного вмешательства, поэтому не доставит пилотам неудобств.
Он станет важным инструментом для авиакомпаний при планировании расписания рейсов и составлении графика работы. Особенно в ситуации, когда количество перевозок растет. Так, например, по данным «Аэрофлота», в первый месяц 2025 года на внутренних линиях их пилоты перевезли 2,9 млн пассажиров, что на 1,3 % больше, чем в январе 2024 года, а на международных линиях перевозки выросли на 3,8 %, превысив 1 млн человек.
Преимущества
Неинвазивный
Разработанный учеными СПбГУ способ не требует пунктирования вены для сбора крови и проведения анализов
Быстрый
Расчет риска доклинических нейродегенеративных нарушений по методу врачей СПбГУ не занимает много времени
Подходит каждому
В основе метода лежит определение индивидуальной нагрузки на организм пилота с учетом его стажа работы и времени суток выполняемых рейсов
Легкий
Рассчитать индекс летной нагрузки можно по простой формуле
Актуальный
Сегодня количество авиаперевозок растет, поэтому способ ученых СПбГУ станет важным инструментом для планирования расписания рейсов и составления графика работы пилотов
Пользователи
Частные и государственные авиакомпании
Цели
На самых ранних стадиях выявить скрытые признаки истощения резервов адаптации у авиаспециалистов, сохранить и продлить их работоспособность.
Выгоды
Снизить риск авиакатастроф по вине экипажа.
Команда
Леонид Павлович Чурилов
заместитель руководителя лаборатории мозаики аутоиммунитета и лаборатории микроангиопатических механизмов атерогенеза СПбГУ, заведующий кафедрой патологии СПбГУ