Медицина
27.03.25
Имеет первоочередную значимость именно для авиационной отрасли

Ольга Владимировна Щербакова
ЭКСПЕРТ
психолог-когнитивист, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник СПбГУ
Сегодня крайне актуален предложенный учеными СПбГУ способ анализа предвестников нейродегенеративных процессов у пилотов. В будущем он может позволить решить две важные задачи: повысить безопасность полетов и обеспечить заботу о состоянии здоровья летного состава.
Первая задача стоит особенно остро, так как сегодня летный состав российских авиакомпаний перегружен. Вторая — обусловлена наблюдающимся во всем мире стремительным распространением нейродегенеративных заболеваний, которые проявляются во все более молодом возрасте и пока не имеют эффективных методов лечения. Из-за этого критически важной становится именно ранняя диагностика, позволяющая замедлить развитие патологических процессов и продлить период работоспособности. Это имеет первоочередную значимость именно для такой высокотехнологичной отрасли, как авиация, в которой цена недостаточного учета влияния человеческого фактора может оказаться непомерно высокой.

Пока что созданный учеными СПбГУ способ, основанный на расчете индекса летной нагрузки (ИЛН), апробирован на десяти пилотах. Поэтому для формулировки надежных выводов о ее эффективности необходимо проверить разработку в соответствии со стандартами, принятыми в международной практике такого рода исследований. Также представляется важным в будущем задействовать не только самоотчетные, но и объективные методы оценки индивидуальных показателей.

При работе с пилотами гражданской авиации приобретает особую остроту хорошо известная в науках о человеке проблема недостаточной достоверности самоотчетных данных: летный состав часто испытывает эмоциональное давление, связанное с необходимостью выполнения нормативов по налету часов, необходимых для своевременного выхода на летную пенсию. Такое давление приводит к тому, что при прохождении любых проверок предоставление данных о своем здоровье может быть подвержено субъективным искажениям. Поэтому особенно важно обеспечить строгую процедуру расчета ИЛН и сравнения его с референсными значениями, а также отправку результатов в службу контроля полетов.

В связи с высокой значимостью разработки было бы важно провести ее открытое обсуждение с представителями научного сообщества и авиационной отрасли.

Екатерина Заикина
Подготовила
Слушать подкаст
Ученые СПбГУ отвечают на важные вопросы
Научно-популярные новости СПбГУ, исследования, видеолекции, интервью с учёными Университета
Ландау позвонит
Оставить заявку
Укажите контактную информацию, мы вам перезвоним и ответим на интересующие вопросы
Наши эксперты готовы ответить на ваши вопросы
Получить консультацию
Полезные статьи, инструкции и подборки для вашего бизнеса
Интересное — у вас в почте
Подпишитесь на соцсети СПбГУ, чтобы быть в курсе актуальных новостей
Подписывайтесь на наши соцсети